Знаменское Благочиние г.Омска - О молитве
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

О молитве

 

Архиепископ Александр (Толстопятов)

Никогда не назначайте себе сразу длинного молитвенного правила, дабы, не будучи в состоянии его выполнять в течение продолжительного времени, не ослабить и не оставить его, что очень вредно для духовного преуспеяния. Нужно начинать с малого правила и не спешить его расширять, но от принятого никогда не отступать.

Надо помнить, что иногда сам враг человеческий начинает помогать первоначально в совершении длинного правила и все побуждает приумножить молитвы и приумножить, и когда правило достигает громадных (для новоначального) размеров, он сразу бросает неопытного подвижника, и тот с громадным трудом творит свое моление. В то же время враг стремится рассеивать его молитвы. Молитву делает нулевой, машинальной и ужасно утомляет молящегося. Появляются какое-то чувство неудовлетворенности и томление духа, начинаются уныние и скука на молитве. С каждым днем подвижник все более и более сокращает свое правило и иногда, в конце концов, его оставляет. Враг торжествует, а уловленному подвижнику много, много труда стоит вновь вступить на путь спасения.

Когда я жил в общежитии, со мною помещались два епископа. Один из них, чтобы не мешали ему сосредоточиваться и отрешаться от всего земного, удалялся для молитвы в уединенные места и там изливал пред Богом свои прошения и раскрывалсвою душу. Не видя его ни утром, ни вечером молящимся, насельники его сильно осуждали, говоря: что это за епископ, который никогда не молится. Другой владыка, не считаясь с тем, что в помещении находилось много атеистов, готовых его оскорбить за любовь к Богу как исповедника, и утром, и вечером долго молился в бараке.

Разговоры и шум барачный ему не мешали, и молитва его возносилась, как дым кадильный, от земли на небо. Окружающие его осуждали, говоря: «Вот истинный фарисей, молящийся на глазах у всех Богу, чтобы казаться праведным». Который же из двух епископов поступал правильно и кому из них нам следует подражать?

Оба избрали надлежащий и богоугодный путь общения с Богом. Христианин не должен ни на кого смотреть, памятуя, что, как бы он ни поступал, всегда найдутся лица, которые станут его осуждать, посему во всех своих делах он должен поступать по совести, поступать искренно, не бояться людского суда и в то же время остерегаться, чтобы не ввести братии своих во искушение. Если он будет держаться этого правила и просить у Господа благословения своего решения, выбранный им путь окажется благословенным и люди скоро перестанут его судить.

На молитве наши мысли рассеиваются оттого, что мы слишком принадлежим миру. Но есть и другая причина, состоящая в том, что с детства мы не приучены целиком сосредоточиваться на предпринятом деле. Так, при чтении мы не только не вникаем целиком в почерпываемое из книги содержание, но часто параллельно думаем о том, что уже прочли. При разговоре мы слушаем своих собеседников, а мысли парят в пространстве. При работе, даже умственной, мы нередко думаем о своих домашних делах. Очевидно, привычка никогда не принадлежать целиком своему делу дает себя знать и на молитве. Посему родители, приучая детей молиться, должны обращать серьезное внимание и на то, чтобы дети, какое бы дело они ни делали, целиком бы ему принадлежали и в то время ни о чем другом не думали.

Когда диакон на всенощном бдении произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами…» — и перечисляет угодников Божиих, призываемых ходатаями за нас пред Богом, мое сердце сильно-сильно бьется. Какой дивный лик святых за нас молит Бога! Здесь и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст, и святитель Николай Мирликийский, и Московские святители, и Киево-Печерские преподобные, и прочие святые, близко к нам стоящие и посему особенно нам дорогие. Сильно бьется мое сердце, и я радостно спешу к ходатайствам сих великих угодников присоединить и свои грешные молитвы.

От чего происходит рассеянная молитва? От многих причин, но главной из них следует считать маловерие. Действительно, если бы молящийся был уверен, что стоит перед Богом и беседует с Ним, неужели бы он стал рассеянно молиться… Вы не видите Бога, это правда, но ведь, когда вы разговариваете с человеком, стоящим в другой комнате, вы его тоже не видите и тем не менее сосредоточиваете свое внимание на своем разговоре. Почему? По той причине, что убеждены, уверены и не сомневаетесь, что ваш собеседник вас слышит. И если бы молящийся был убежден в том, что Господь его слышит, как тот человек в соседней комнате, он не стал бы рассеиваться на молитве.

Если христианин часто в течение дня обращается к Господу, Божией Матери и Святым, о, как близко, близко к себе он чувствует Небожителей! Они для него столь же близки, как те лица, с которыми он разговаривает и общается, и он сознает, что они о нем заботятся и не оставляют без помощи. Он их только не видит, как слепец не видит окружающих его людей. Но, как и слепец, он не сомневается, что находится постоянно в среде угодников, которым привык молиться, величать их и прославлять. Он чувствует, что составляет с ними одно нераздельное целое, возглавляемое Господом Иисусом Христом. О, как радостно это сознание!

Если некогда молиться

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.(М. 14, 38).

Непрестанно молитесь. (1 Фес. 5, 17).

Молитва места не ищет. (Русская пословица).

Даже ездя на коне, если ничем не заняты, и других молитв не знаете, беспрестанно в мыслях повторяйте: Господи, помилуй! Молиться так гораздо лучше, чем думать безделицу.

Князь Владимир Мономах (1125).

Начинай борьбу с того, что можешь сделать

Старец Паисий Святогорец

Кто-то, совершив грех, впадает в отчаяние. В этот момент ты можешь его утешить, но, чтобы он не повредился, требуется и его собственное любочестие.

Однажды ко мне пришел юноша, который впадал в плотской грех и не мог освободиться от этой страсти. Несчастный пришел в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренек потерял всякую надежду. «Раз я знаю, что совершаю грех, — решил он, — и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом». Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал ему:

— Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнешь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?

— Могу, - ответил он.

— А можешь ли ты поститься каждую

среду и пятницу? - спросил я снова.

— Могу, - ответил он.

— А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?

— Могу.

— А можешь ли ты - даже впав в грех - молиться каждый вечер и просить: «Боже мой, спаси мою душу»?

— Геронда (старче, отче - прим.ред.) сказал мне он, - я буду все это делать.

— Ну так вот, - говорю, - начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам.

Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: «Благодарю тебя, отче». Видишь: у него было любочестие (великодушие, жертвенность) и Благий Бог помог ему

 

Скачать версию для печати


Назад к списку