Детский пост. Символизм Литургии
Как ребенку соблюдать пост?
Ответить на этот вопрос на основании святых канонов нельзя, так как нет ни одного канона, конкретно определяющего детский пост. Но ответ можно получить из целостного осознания сути поста, его вида и цели.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что у детей нет потребности в строгом посте , к которому призывает Церковь взрослых христиан. Причина простая: дети не впадают еще в тяжкие грехи подобно взрослым, не находятся в плену «взрослых» страстей, не имеют пагубных привычек, и поэтому не нуждаются в исцелении, укрощении и уничтожении страстей, для которых пост является грозным оружием в руках христианина, ради чего Бог заповедал поститься, а Святая Церковь установила правила поста.
Но это не означает, что дети свободны от поста и совсем не должны поститься. Степень строгости поста детей зависит от веры и благочестия их родителей. И здесь требуется мудрость и рассуждение, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка.
Прежде всего нужно определиться, до какого возраста следует считать свое чадо ребенком. Дети проходят несколько фаз развития: младенец, ребенок двух-трех летнего возраста, дошкольник, школьник, отрок, юноша. Для некоторых родителей их чадо и после службы в армии все еще ребенок. Очевидно, нельзя все фазы «детства» в отношении поста воспринимать одинаково.
Здесь возможны две крайности: либо родители с раннего детства требуют от ребенка придерживаться строгого поста, либо «щадят» его от всякого поста вплоть до совершеннолетия. И та и другая крайности пагубны для духовной жизни ребенка. В первом случае существует опасность излишней строгостью вызвать у ребенка отвращение к посту, что может привести к полному отказу от постов в зрелом возрасте и нанести вред душе. Во втором случае, если ребенок с детства не будет приучен к воздержанию, не будет различать постных и непостных дней, то в зрелом возрасте ему будет трудно привыкнуть к посту, что не менее пагубно.
Найти золотую середину - вот задача родителей. С этим легко справятся лишь те родители, которые сами ведут духовную жизнь, сознательно борются за спасение собственной души и души своего чада. Ведь обязанность родителей заключается не только в том, чтобы родить ребенка, ввести его в эту земную жизнь, но им следует, в наибольшей степени, воспитать его в Вере православной, сотворив гражданином Царства Небесного
Например, совершенно естественно, когда мать приносит свое любимое чадо каждое воскресенье в храм и причащает на Литургии. Конечно, у младенцев пост не предполагается, и мать кормит его грудным молоком безо всяких ограничений, что не может стать препятствием в соединении его с Господом в святом Таинстве Причащения. Так дитя возрастает в храме Божьем, телесно укрепляясь материнским молоком, а духовно - Святыми Тайнами. Ребенок с ранних дней привыкает к обстановке храма, к запаху ладана, к огонькам свечей, к священническому облачению.
С другой стороны, родители, пекущиеся о духовной жизни своего чада, начинают приучать его к посильному посту уже с трех-четырехлетнего возраста ради того, чтобы дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет безценным навыком на всю его жизнь.
То же самое можно сказать в отношении Таинства Покаяния или Исповеди. По учению Церкви, ребенок до семи лет не имеет греха. Но многие родители приводят своих детей на исповедь и в четыре-пять лет ради того, чтобы привить ему осознание своих христианских обязанностей, без которых невозможна духовная жизнь христианина. Очень важно научить ребенка свободно и доверительно общаться со своим духовником. Родителям сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под руководством опытного духовника, и тогда золотая середина легко будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения.
Символизм Божественной Литургии
Божественная литургия в священных молитвах и в чувственных образах символически содержит в себе все тайны вочеловечения Сына Божия, все дела Его, которые Он сотворил и явил нам от начала и до конца Своей земной жизни, от самого Рождества Своего до Вознесения и ниспослания Святого Духа на Церковь. Дабы чада Церкви, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание.
Постараемся разобраться в символизме литургических священнодействий в соответствии с последовательностью евангельских событий.
Проскомидия
Проскомидия символически прообразует Рождество Христово. Сам жертвенник означает вертеп – пещеру Рождества, агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу; вынутый из нее Агнец – Самого рожденного Христа; дискос – ясли; звездица – вифлеемскую звезду; покровцы – пелены при рождении Младенца; кадило с фимиамом – смирну и ладан, принесенные волхвами.
Однако здесь присутствуют и прообразовательные символы Христовых Страданий: крестообразное разрезание Агнца копием – распятие Христа на кресте; копие – символизирует то копье, которым воин проткнул ребро Христово; вино и вода – истекшие Кровь и воду.
Частицы, вынимаемые из остальных просфор, в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и всех святых, а также живых и почивших членов Православной Церкви, прообразуют всю Церковь Христову, земных и небесных.
Частички (если их не слишком много) не должны соприкасаться с Агнцем, так как не пресуществляются в Тело Христово во время Евхаристического канона. Только Христос – един Царь и Господь, Глава Церкви и Бог по существу, остальные же, те, которые Христовы, – боги по благодати.
Литургия оглашенных
Антифоны – ветхозаветные пророчества о Христе.
Малый вход – выход Христа на общественное служение.
Исхождение священника на горнее место – переход от Ветхого Завета к Новому.
Апостол – призвание апостолов.
Евангелие – трехлетняя проповедь Христа.
Литургия верных
Великий вход символизирует погребение Христа Иосифом и Никодимом в новом гробе. Жертвенник, от которого начинается шествие, – Голгофа. Престол – гроб Господень. Закрытие царских врат – схождение души Спасителя во ад. Задергивание завесы – приставление стражи ко гробу. Покрытие Святых Даров воздухом – приваливание камня ко дверям гроба, кадило – погребальные ароматы, звездица – знаменование гроба печатью. Отдергивание завесы к Символу веры – разбегание стражи при Воскресении Христовом. Поднятие воздуха – землетрясение, сопровождавшее Воскресение. Оставление звездицы на дискосе – сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении. Анафора – само Воскресение.
Возношения Агнца и крестообразное осенение Агнцем над дискосом (над остальными частицами, которые на дискосе) при возглашении «Святая святым» – означает созидание Церкви Христовой от всех концов земли.
Раздробление Агнца на четыре части означает преломление хлеба, которое совершил Христос на Тайной вечери.
Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством животворящим и не претерпело истления (то есть Кровь Его не остывала). Символически это действие означает сошествие Святого Духа на Церковь.
Причащение священнослужителей в алтаре прообразует Тайную вечерю и причащение апостолов. Выход с Чашей через царские врата для причащения народа – явление воскресшего Христа Его ученикам.
«Спаси, Боже, люди Твоя…» после причащения – означает благословение, преподанное Христом апостолам при Вознесении. Перенос Святых Даров с престола на жертвенник – само Вознесение Христово.
протоиерей Игорь Белов (печатается в сокращении)
Назад к списку