Знаменское Благочиние г.Омска - Покров Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Покров Пресвятой Богородицы

Заступление во всех бедах

Протоиерей Анатолий Малинин

Около 1164 г. заботами святого князя Андрея Боголюбского был установлен в русской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Жизнь христианина можно сравнить со странствованием израильтян из египетского плена в обетованную землю. Подобно тому, как в древности израильтяне были водимы облаком, так для христиан Божия Матерь является тем чудесным облаком, которое ведет нас в Царство Божие. Это облако чудесно изменялось сообразно нуждам людей израильским. Ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от солнечного зноя. Когда оно двигалось, двигались и израильтяне. Когда же оно стояло, стояли и люди. Подобным образом и мы, новый Израиль, имеем такое облако, данное нам Богом в защищение и помощь – Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию, Которую видел блаженный Андрей вместе со своим учеником Епифанием в храме.

Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине десятого века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в пятом веке. В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей Христа ради юродивый в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и не видимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню, по отшествии же Ее, сделалось оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыл милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает своих птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищников и согреть их. Господь наш Иисус Христос усыновил Cвою Матерь на Голгофе святому апостолу Иоанну Богослову, а в лице его всему христианскому народу, поэтому Она как Мать и заботится о каждом христианине и особенно о тех, которые страдают и призывают Ее на помощь.

Жизнь Божией Матери была исполнена многих лишений, переживаний и страданий. Особенно Она переживала и страдала, когда распинали Христа, Ее Сына. И когда все переживания и страдания кончились и сменились небесной радостью и славой небесной, и после Ее успения Она стала Царицей неба и земли, тогда Она, понимая все страдания человеческие и сделавшись Матерью христиан, стала помогать каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а лишь жалеет и старается своим ходатайством умилостивлять праведный гнев Божий на грешников. Для падших, для слабых, для отчаявшихся и всеми презренных Она оставляет Свое Небесное Царство и невидимо ходит по земле.

Тот самый Андрей Блаженный, которому было чудное видение Богоматери, распростершей над молящимся народом Свой омофор, был однажды восхищен в рай, и Ангел водил его по обителям рая. Много видел он обитателей разных святых и спросил, наконец, почему он не видит нигде Царицы Небес. «Ее нет здесь, – отвечал Ангел, – Владычица отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных».

Божия Матерь является образцом целомудрия, в котором нуждаются не только девствующие, но и вдовствующие и живущие в браке. Эти три основные добродетели: любовь к Богу, смирение и целомудрие были в совершенстве у Божией Матери. И если мы, христиане, дерзаем называть Ее своей Матерью, то мы должны и иметь эти же добродетели, подражая Ей.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие / светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Величание Покрову Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.

Святитель Петр, митрополит Московский

Петр родился на Волыни во второй половине XIII века. Будущего святого отличали особая набожность и желание всецело посвятить себя Богу. Двенадцати лет он принимает пострижение в одном из монастырей на Волыни. Помимо прочего, отрок научился там писанию икон: в историю русской культуры святой Петр вошел и как один из замечательных иконописцев. Потрудившись в иночестве, он пожелал продолжить подвиги во имя Господне в уединении и поселился в пустынном месте на реке Рать. Отшельничество его продолжалось недолго, и вскоре вокруг его уединенной кельи образовался монастырь.

Слава о Петре, подвижнике и руководителе многочисленной братии, дошла до могущественного князя Юрия Львовича Галицкого, и по желанию его Петр в 1308 году был возведен патриархом Константинопольским в сан митрополита сначала южной, а потом и всей Руси.

Святитель Петр всячески способствовал устранению разногласий между русскими князьями, поскольку в период татаро-монгольского ига междоусобные войны еще более ослабляли Русское государство. Не в силах противостоять Орде, святитель Петр старался, по крайней мере, оградить права и свободы святой Церкви. В 1312 году с этой целью он совершил путешествие к хану Узбеку, который принял его с полагающимися почестями и, желая выразить русскому митрополиту особое уважение, вручил грамоту, которая ограждала церковные законы от посягательств и позволяла значительно укрепить святительскую власть.

Решив поселиться в Москве, митрополит прозорливо предрек о предназначении этого города в скором времени сделаться матерью русских городов.

По совету святителя Петра московский князь Даниил в 1326 году заложил на Соборной площади в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.  «Если послушаешь меня, - сказал князю Петр, - успокоишь мою старость и возведешь здесь храм Божьей Матери, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами». Возведение этого величественного здания стало событием огромного значения: Москва заявляла о себе как о наследнице древних Киева и Владимира.

Митрополит Петр собственноручно устроил в стене этого вновь заложенного храма, возле алтаря каменный гроб, в котором и был погребен.

Мощи святителя Петра, хранящиеся в Успенском соборе московского Кремля, стали одной из главных святынь Московского государства. Именно перед ними испрашивали благословения московские великие князья и цари, начиная какое-либо трудное дело.

 

Скачать версию для печати


Назад к списку