Знаменское Благочиние г.Омска - Благословение на учебный год
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Благословение на учебный год

 

Молитва перед учением

Преблаги́й Го́споди, ниспосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го, да́рствующаго смысл и укрепля́ющаго душе́вныя на́ши си́лы, дабы́, внима́я преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же нашим на утеше́ние, Це́ркви и Оте́честву на пользу.

На русском языке:

Премилосердый Господь! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, которая бы дала нам понятливость и укрепила наши душевные силы, чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Низпосли – пошли вниз с неба. Благодать – помощь Божия, спасительная сила Божия. Дарствующий – дающий. Душевныя силы - ум, сердце, воля, память, совесть. Дабы – чтобы. Церковь – общество верующих. Отечество – страна, где мы родились и живем.

Чего просим у Бога в этой молитве?

Просим, чтобы Бог дал нам понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило на славу Божию, на утешение родителей и на пользу наших ближних.

Чем мы можем славить Бога? Славить Бога можем и должны добродетельной жизнью.

Чем можем утешать родителей? Родителей утешаем мы хорошими успехами в учении, скромным поведением и послушанием.

Когда мы бываем полезны Церкви и Отечеству? Церкви бываем полезны тогда, когда посещаем храм Божий, исполняем правила и уставы нашей Церкви и заботимся об украшении храмов Божиих. Отечеству бываем полезны тогда, когда любим его, молимся за него Богу, и когда любим друг друга и помогаем друг другу.

Вместо этой молитвы перед учением можно произносить молитву «Царю Небесный».

Молитва после учения

Благодари́м Тебе́, Созда́телю, я́ко сподо́бил еси́ нас благода́ти Твое́я, во еже внима́ти уче́нию. Благослови́ на́ших нача́льников, роди́телей и учи́телей, веду́щих нас к позна́нию бла́га, и пода́ждь нам си́лу и кре́пость к продолже́нию уче́ния сего́.

На русском языке:

Благодарим Тебя, Создатель, за то, что Ты удостоил нас милости Твоей, чтобы внимать учению. Благослови (т. е. награди) наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение.

Яко – что. Сподобил – удостоил. Во еже – чтобы.
Благо – добро. Крепость – здоровье.

В этой молитве мы сначала благодарим Бога за то, что Он помогает нам учиться; потом просим, чтобы Он наградил Своей милостью начальников, родителей и учителей, старающихся научить нас добру, и дал нам силы и здоровье продолжать учение.

Начинать дело молитвою о благословении Божием

"Душеполезные чтения", 1860г.

То, что пред началом всякого дела христианин обращается умом и сердцем к Богу, есть движение живой его веры в Бога, Творца нашего, Вседержителя и Промыслителя, соединенное с чувством совершенной зависимости от Него и покорностью святой Его воле. Когда человек легкомысленно берётся за всё и надеется всё сделать хорошо и успешно без памяти и мысли о Боге, он находится в великом заблуждении. Кто он сам? – творение Божие. Откуда он имеет жизнь, душевные способности, силы телесные, время и средства, на которые рассчитывает? Всё от Бога. Итак, один Бог, Творец наш, есть истинный Обладатель и верховный Распорядитель как всего мира, так и человека, и всех дел его, и всякого его труда и начинания. Когда слуга, не спросясь своего господина, начинает хозяйничать в его доме, кто не назовет его безрассудным? Тем более, несогласно со здравым разумом поступает тот, кто в мире, в этом великом доме Божием, хочет делать что-нибудь, не спросивши соизволения и благословения верховного Распорядителя и всевидящего Владыки вселенной. «Для чего же, - говорят, - Господь дал нам разум и свободу? Давши их, Он дал нам и право все нужное для нас обдумывать, предпринимать, решать, исполнять». Предпринимай, обдумывай, решай, но с Богом, а не без Бога. Если бы давши тебе разум, Господь оставил тебя с одним твоим умом, не много бы ты сделал. Спеша на труд, ты однако же ждешь, когда Господь выведет солнце, чтобы светить тебе. Ты сеешь и садишь, но Господь посылает дождь, теплоту и возвращает посеянное. Ты строишь, но из вещества Богом для тебя приготовленного. Ты здоров, но Божиим хранением. Ты ждешь в будущем плода от трудов своих, но это в Божией власти. Какая малая часть в твоем успехе остается на долю твоего ума и твоих сил! Итак, чем больше имеешь разума, тем тверже помни, что неприлично разумному человеку, подобно необузданному коню, бросаться вперед, не оглянувшись и не подождавши мановения Того, Кто им управляет и Кто назначает ему путь. Потому-то и прекрасно поступает добрый христианин, непрестанно обращаясь к Богу с мыслию: "Все Твое, Господи, и я твой! Да будет Тебе угодно мое начинание! В моей воле да будет Твоя воля, мое дело да будет Твоим делом ко благу моему и славь святого имени Твоего!"

Молитва о благословении Божием пред началом дела есть единственное средство успокоить душу нашу в тех случаях, когда исхода дела не может предвидеть никакая мудрость человеческая, и никакая сила не может отвратить препятствий и опасностей нам окружающих. Кто в таких случаях может осветить для нас темное будущее? Кто рассеет наши тревожные мысли и опасения, успокоит смятенное сердце? Одна вера в Промыслителя Бога, одна надежда на попечительную любовь Отца небесного! Он, по Своей премудрости, разделяет нам и горе, и радости для нашего блага. Ему ветры и море повинуются. Он властен над оружием врага. Он управляет сердцем человеческим. В его руке наша жизнь и смерть, и без воли Его не упадет волос с головы нашей (Мф.10:30). А в чем воля Божия о нас, в том и судьба наша, и в этой судьбе непременно наше благо. Только бы в сердце нашем была покорность Ему, а в делах наших страх Божий. В глубине своего сердца, дома пред святыми иконами, в храме пред престолом Божиим православный христианин Его молит и у Него благословения на свое дело просит. Он приклоняет в храме свою голову к святому Евангелие, как руку Самого Спасителя, лобызает Крест святой, как знамение всяких благословений Божиих нам дарованных чрез Иисуса Христа (Еф.1:3); приемлет благословение от руки служителя Божия, как нисходящее от Самого Бога, и почитает сердцем на уповании всякого блага от всещедрой Десницы Господней.

Молитва пред началом дела есть лучшее испытание достоинства самого дела. «Боже ущедри ны, - говорит святый Пророк Давид, - и благослови ны, просвяти лице Твое на ны» (Пс.66:1). Пред лице Божие становится христианин на молитве. От лица Божия исходит свет истины и правды. Он озаряет мысли и совесть молящего. Пред ним откроется всякая ложь и неправда, всякая нечистота, прилипающая из грешного сердца нашего к нашим намерениям и начинаниям, в которых мы именем добра часто называем своекорыстную пользу, именем счастия - не всегда чистое удовольствие. Обращаясь к Богу за благословением, по доброму обычаю, ты тотчас увидишь недоброе в своем сердце. И страшно тебе будет сказать: Господи благослови, когда ты сам увидишь, что к твоему делу примешался грех. Нет благословения Божия на лжи и обмане, на хитрости и лукавстве, на хищении и утайке, на мести и зложелательстве, на праздности и лености, на плотоугодии и сластолюбии, на роскоши и изнеженности. Оставь свое дело, если совесть, просвещенная молитвою, укажет тебе в нем что-нибудь подобное, или проси благословения Божия очистить его от примеси греха и исполнить с чистотою ума и сердца, с прямотою и честностью, к истинному благу твоему и благу ближнего твоего.

Благословение Божие есть сила Божия. Под благословляющею рукою Божиею все растет и плодится, цветет и радуется. Храни, православный христианин, сей священный обычай: проси благословения Божия на всякое дело полезное не только для жизни вечной, но и для жизни земной. Для Бога ничего не мало, что касается нашего счастья и спокойствия, и ничто не может быть недостойным Его, кроме греха. Имей о Нем непрестанную память, и Он тебя не забудет. Делай все, представляя себя пред очами Его, и Он с тобою будет делать все доброе и чистое. Дело будет спориться в руках твоих и, как верный Богу Израиль, будешь благословен ты во граде и благословен ты на селе; благословенна исчадия чрева твоего и плоды земли твоея, и стада волов твоих, и паствы овец твоих; благословенны житницы твои и останцы (остатки) твои; благословен ты внегда входити тебе и благословен ты внегда исходити тебе (Втор.28:3-6).

 

Скачать версию для печати


Назад к списку