Знаменское Благочиние г.Омска - Успение Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Успение Пресвятой Богородицы

 

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к Себе. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру.

Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Тропарь

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Трудные места богослужения: исполним молитву

Любовь Макарова

 «Сподоби, Господи» — это одна из двух частей молитвы о нуждах наступающего вечера. Ее восполнением (завершением) служит следующая ектения, в народном употреблении называющаяся «просительной», а в богослужебных книгах – по первому слову, «Исполним».

Это слово и показывает, что просительная ектения завершает предыдущее моление:   исполнити по церковнославянски значит, в прямом смысле, «насытить, наполнить», а в переносном — «довершить», «совершить», «удовлетворить», «восполнить», «дополнить».

Прошения «Сподоби, Господи» в ней распространяются и усиливаются через возношения священнослужителями. Если в предыдущих молитвах (сугубой ектении и «Сподоби») возносились прошения о лицах, то в просительной ектении – о предметах, которые нужны этим лицам. От великой ектении к «Исполним» прошения возвышаются: в последней это нужды исключительно духовные.

Они поделены на 6 разрядов, и сначала говорится о ближайших нуждах (безгрешном вечере), потом – о все более важных и постоянных: о хранителе безгрешности – ангеле, об условиях безгрешной жизни – прощении грехов, о таком же, как настоящий вечер, всем вечере нашей жизни («прочее время») и ее закате (кончине).

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже… – мы просим Бога о заступлении, т.е. защите, покровительстве (ц.слав. заступити).

Просим вечера всего совершенна, свята, мирна… т.е. безупречного (ц.слав.совершен, совершенный), чистого, непорочного, праведного (ц.слав. свят, святой); Ангела мирна (здесь мирный как противоположный состоянию войны), прощения и оставления грехов и прегрешений (оставление – это освобождение, прощение (грехов): церковнославянское оставляти значит отпускать, прощать; прегрешение – то же, что и грех (буквально: промах, падение). Интересно, что в этой фразе обе пары существительных являются синонимами, из которых второе как бы усиливает, подчеркивает предыдущее).

Просим также добрых и полезных душам нашим дел, т.е. хороших, настоящих, годных для своего назначения (добрых) и полезных духовно; христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, т.е. христианского конца нашей жизни, не мучительного (безболезненного), без духовных и телесных страданий (без болезни, а болезнь по-церковнославянски значит боль, страдание, не только телесное, но и духовное), безбоязненного (непостыдного).

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим – т.е. вспомнив или помня (помянути по-церковнославянски помнить, вспомнить) Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и всех святых, вручим (отдадим навсегда; таково значение предати) самих себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу.

Залог исполнения молитвы – в благости и человеколюбии Божием: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Как можно научиться «оправданиям»?

В молитве «Сподоби, Господи», звучащей на Всенощной, есть такие слова: «Научи мя оправданием Твоим…». В современном языке слово «оправдание» приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он «оправдывается». Но в славянском языке слово «оправдание» соответствует греческому слову «дикеома», которое означает еще и «праведность», и «заповедь о праведности». Праведность – правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы – буквальное «научи меня Твоим заповедям о праведности» означает для нас: «научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон» – Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.

 

Скачать версию для печати


Назад к списку