Равноапостольная Мария Магдалина
Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.
По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).
Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.
Евангельское чтение
Исцеление расслабленного (Мф. 9:1-8)
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Слово на Евангельское чтение
Митрополит Антоний Сурожский
В сегодняшнем Евангелии есть слова, на которые нам надо обратить внимание. Принесли Христу человека парализованного; он лежал, молчал, - его несли. И видя веру тех, которые принесли его, Спаситель его исцелил. Видя их веру… Как часто мы требуем для того, чтобы человек изменился, исцелился душевно, телесно восстал, веры от него; мы стоим вокруг, мы молимся, но он должен проявить ту веру, которая принесет ему исцеление. А здесь мы видим, что бывает: можно принести, поставить перед Богом человека, есть у него вера или нет, какое бы ни было состояние его души - и Господь увидит нашу веру и нашу любовь.
Сколько бы мы могли сотворить в жизни, если бы только могли так относиться друг ко другу! Если бы каждый каждого держал перед Богом всей своей верой, всей доступной ему любовью, всем доступным ему состраданием, и говорил: Господи! Если мне его жаль, - Тебе, конечно, его жаль! Если я могу его любить, - то, конечно, и Ты можешь; если я могу верить всей душой и в сострадание Твое, и в Твою любовь, и в Твою силу воскресить этого человека - то он восстанет.
В этом была сила ранней христианской общины; каждый человек был другому свой, не было чужих, не было пришедших, а были только люди, которые были друг другу дороги, - дороги один другому, как член тела дорог всему телу. Каждый стоял рядом с другим, каждый стоял за другого... Разве мы не можем воскресить в нашей общине, теми, может быть, небольшими силами, которые у нас есть, это состояние? Как часто бывает, что мы друг другу чужие; что с одним случается - его дело, будь то грех, будь то несчастье, будь то радость - это его частное дело. А на самом деле, это дело всей общины, потому что каждый из нас друг другу свой. Как бы было хорошо, если бы мы, может быть, не всем сердцем, но хотя бы сознанием своим так относились друг ко другу: он – мой, мы друг другу свои, что с ним происходит, не может быть для меня безразличным: это происходит со мной, потому что он и я – одно, живое тело, живая душа.
Порой нам это дается легко, потому что человек сам в этом участвует, он просит, он на нас надеется, и это нас вдохновляет. Но парализованный человек, о котором говорит Евангелие, может быть, был без речи? Без движения? Может быть, он не мог ничем проявить своим друзьям ни надежды своей, ни мечты об исцелении, ни зова душевного: да помогите мне хоть молитвой!.. Он, может быть, был, как многие из нас, безмолвный, отчаянный, брошенный труп - душевный или телесный. Но друзья-то были живые у него; они его подняли на плечи, они его принесли к дому, где был Христос, они прокопали кровлю, потому что была такая толпа, что до Него нельзя было дойти - все потому, что они своего друга жалели и в Бога верили. Опять скажу: разве трудно и нам так друг ко другу отнестись, если мы только вспомним, что мы друг другу свои, родные! Аминь.
Назад к списку