Знаменское Благочиние г.Омска - Петра и Павла
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Петра и Павла

 

Апостолы Петр и Павел: разные пути к одной цели

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел являют наглядный пример, какими разновидными могут быть пути человека к Богу. Об апостоле Петре знаем, что был он простым рыбаком, закидывавшим сети свои в озеро Галилейское. И был, вместе с братом своим апостолом Андреем, которого Церковь именует «Первозванным», призван Господом к апостольству в самом начале земной проповеди Христа. Ему, а вместе с ним и другим ученикам, Христос сказал, что из ловца рыб станет он ловцом человеков.

Петр был женат, и поначалу имя его было Симон. Христос дал ему новое имя, «Камень», которое на языке арамейском звучало «Кефас», на греческом - «Петрос». Именем этим Господь подчеркнул твердость веры апостола, которого по-русски называем Петр. Потому Господь и сказал ему: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И Петру Христос вручил «ключи Царства Небесного», дав ему право «вязать и решить», то есть прощать или не прощать человеческие грехи. Право, которое потом было вручено всем апостолам, а через них и всем архипастырям и пастырям Церкви Христовой.

Новый Завет приводит много примеров особого положения Петра среди апостолов, но и указывает на его раннее непонимание мессианского призвания Христа. Два раза Христос произносит огненные слова заклятия: «Отойди от Меня, сатана». В первый раз - дьяволу, пытающемуся искушать Его в пустыне. Во второй раз - апостолу Петру. Только что сказал Христос Петру, что ему Он вручает «ключи Царства», и начал открывать ученикам тайну Своего предлежащего распятия. Так это потрясло впечатлительное воображение Петра, что он начал отговаривать Спасителя от предстоящих страданий: «Будь милостив к Себе, Господи!». Тут Христос отвечает и на это, человеческое, искушение теми же словами, которыми ответил на дьявольский соблазн: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Евангелие, как и книга Деяний апостольских, так ярко описывает человеческую страстность Петра, переплетающуюся с его святостью. Он страстно уверял Христа в своей верности Ему вплоть до смерти с Ним. И через короткое время трижды отрекается от Него, и по Воскресении он так же трижды исповедует любовь свою к Воскресшему Христу, и несет проповедь Евангелия в мир, строит Христову Церковь и умирает мученической смертью за Христа.

А апостол Павел не только не был призван Христом к апостольству во время земной жизни Христа. Он даже и не знал Христа. Но знал о Его учении и об учениках. И ненавидел их от всей глубины своей безграничной преданности иудейским традициям. Павел родился в городе Тарсе, а умер мученической смертью в Риме, приблизительно в 67 году по Р.Х. Был ярым приверженцем иудейской фарисейской школы. По профессии был ремесленником - делал палатки. Будучи юным еще человеком, не только присутствовал при убийстве первого христианского мученика апостола и архидиакона Стефана, но всецело поддерживал жестокое избиение Стефана камнями.

Павел же, в то время звавшийся Савлом, стерег одежды убивавших мученика. Рвению его в преследованиях того, что он считал злой ересью, преследованиях христианства, не было предела. Но предел возник, и не в результате перемены убеждений в веровании Савла, но по неизъяснимой воле Божией. Озарение произошло не постепенно. По дороге в Дамаск, куда Павел направлялся для дальнейших преследований и уничтожения христиан, произошла его встреча со Христом. Встреча совершенно внезапная. Савл рассказывает об этой встрече: «Среди дня на дороге я увидел... с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Я сказал: «Кто Ты, Господи?», Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь»» (Деян. 26, 13-15).

Так состоялось самое замечательное обращение в духовной истории человечества. Обращение настолько радикальное и коренное, что тут же ярый гонитель христиан встал с пыльной дороги великим апостолом, великим проповедником Христова Евангелия.

«В доме Отца Моего обителей много», - сказал Христос. Значит, и множество путей может вести к этим многим обителям. Каждый путь отличен от другого. Как ярко это подтверждается жизненным путем святых апостолов Петра и Павла. И как близки они друг другу, несмотря на все кажущееся несходство их путей. Близки, потому что пути их ведут и привели к одной цели - к дому Небесного Отца.

Собор 12 Апостолов

Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых – древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть миру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем.

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило не сразу. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, Филипп и Нафанаил, из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя. Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него, после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь. Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы. Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов, непонимания ими слов и дел Христа. Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля, они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом. Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию, а Петр трижды отрекается от Него. Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются, продолжают по земному понимать учение о Царствии. И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную», лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему». Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

 

Скачать версию для печати


Назад к списку