Неделя всех святых
Надо подражать святым в их добродетелях
Неделя первая по Пятидесятнице, Всех святых.
Протоиерей Тихон Пелих
В прошлое воскресенье, в День Святой Троицы, мы прославляли Господа за то, что Он ниспослал Духа Святаго на Своих учеников и апостолов и тем основал на нашей грешной земле Свою Святую Церковь. Сегодня мы прославляем Господа за то, что Дух Святый в Своей Церкви воздвиг бесчисленные лики святых из всех народов земли. Так совершается дело Божия домостроительства. Сегодня, в Неделю Всех святых, Святая Церковь учит, что не напрасно сошел на землю Дух Святый, и за эти две тысячи лет бесчисленное множество душ человеческих приобщилось христианской жизни.
Многие говорят, что жизнь христианская непосильна для человеческой природы. Но сегодня Святая Церковь утверждает, что святые в свое время были таким же людьми, как и мы. С такими же немощами, болезнями и скорбями, как и у нас, они понесли подвиги христианского благочестия. В будущей жизни святые скажут нам: «Разве благодать Божия не всех одинаково освящала? Разве в Таинстве Крещения и в Таинстве Миропомазания не все одинаково запечатлены печатью дара Духа Святаго?» И в Таинстве Причащения все мы являемся сотелесниками Христу и сродниками по плоти. Святая Церковь и для святых, и для нас, грешников, одна Мать, а мы все — братья и сестры во Христе, и все мы, и небесные, и земные, освящаемся одним Духом Святым.
Но недостаточно быть только родственниками по Духу. Нам, живущим на земле, надо подражать святым в их добродетелях, подражать в ревности об исполнении заповедей Божиих, в их твердости веры и верности Господу. Следуя примеру мучеников, преподобных и всех святых, мы должны быть милосердными, братолюбивыми, терпеливыми в скорбях и болезнях и благодушными в бедствиях. Надо у святых учиться нести свой крест, какой каждому из нас посылает Господь. Тем и велики святые, что они, взяв крест свой, шли за Господом, и мы тоже должны следовать за Ним.
Святая Церковь была для святых путеводительницей в Царство Небесное, и для нас она не мачеха, а Мать, которая ведет нас, как детей, за руку по этой жизни. И она введет нас в Царство Небесное, если мы будем послушливы.
С чего же начинать наш путь шествия за Христом? Надо начинать с покаяния. Покаяние — это твердое решение исправить, перестроить свою духовную жизнь, оставить грех и идти путем исполнения Христовых заповедей. Надо помнить, что наша земная жизнь — это приготовление к вечной жизни в Царстве Небесном. Для того, чтобы ввести нас в Свое Царство, Господь основал на земле Церковь и ниспослал Духа Святаго. Все святые угодники Божии достигли Царства Божия. С помощью Духа Святаго они и теперь пребывают на небесах в великой благодати. Дух Святый избрал их молитвенниками за весь мир.
Святой апостол Павел в Послании к Коринфянам заповедал нам: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы». Как же нам испытать свою веру? Как же узнать, мертвые мы ветви или живые во Христе? Господь дает нам ответ на этот вопрос: «Всякое древо познается по плоду своему... дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». А как узнать, добрые ли плоды? Плоды добрые — от Духа Святаго. Вот они: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А все противоположное этому — плоды худые. Итак, если мы приносим плоды добрые, значит, мы не мертвые, а живые ветви на древе церковном.
На Страшном Суде Господь потребует от нас отчета: оказали ли мы милосердие старому, больному, страждущему, страннику, голодному, в темнице заключенному? Нам, христианам, придется ответить, сохранили ли мы верность Христу, как невеста хранит верность своему жениху. И другое с нас, христиан, спросится: жаждала ли наша душа теснее соединиться с Господом в молитве, в Таинствах церковных? Обитает ли в нашем сердце мир Божий? Не гневливы ли мы? Нет ли у нас затаенной злобы, ненависти, обиды, лжи? Научились ли мы долготерпению? Принимаем ли мы всякую скорбь и болезнь без ропота, как из руки Божией? Дышит ли наше сердце благостью одинаково и к друзьям, и к врагам? Являемся ли мы с вами носителями кротости, при которой человек ни на кого не раздражается? Приучаем ли мы себя к воздержанию, к посту телесному и духовному?
Проверим же свою жизнь по этим духоносным плодам веры, и, если совесть укорит нас, восплачем пред Богом в Таинстве Покаяния, и начнем жить по-христиански. А Святая Церковь никогда не откажется от нас, если только мы не откажемся от нее. Аминь.
Евангельское чтение
Христос посылает двенадцать апостолов на проповедь. Апостолы, оставившие все ради Христа, наследуют жизнь вечную (Мф, 10, 32-33, 19, 27-30)
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Петров пост
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Раньше этот пост называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Он начинается через неделю после дня Святой Троицы, в девятое воскресение по Пасхе. В зависимости от даты празднования Пасхи длительность Поста различна: от восьми дней до шести недель, но он всегда оканчивается в день Святых Апостолов Петра и Павла — 12 июля, когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум».
Так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы этих апостолов называют первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым; одного -за твердость, другого -за светлую мудрость.
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Великий пост: во время Петрова поста устав Церкви предписывает по понедельникам, средам и пятницам помимо мясных и молочных продуктов воздерживаться от рыбы, вина и масла; по вторникам и четвергам разрешается вино и масло, а в субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.
Апостолы, своим примером и наставлениями просветившие всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали Святым Постом для того, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для сего оружие в воздержании, которым можно бы было умертвить греховные вожделения; ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям.
Святой Лев Великий
Назад к списку