Троица
Праздник Пятидесятницы. День Святой Троицы.
В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).
Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.
В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.
Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».
Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.
«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...».
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.
Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.
Святой праведный Стефан Омский
Стефан Яковлевич Зна́менский, потомственный священник, выпускник Тобольской духовной семинарии, с 1853 года в Омске. Настоятель Воскресенского собора на территории Омской крепости (храм снесен в конце 50-х годов XX века).
За пятьдесят лет службы в священническом сане кроме обязанностей приходского пастыря ему пришлось нести церковное послушание в качестве члена консистории, эконома семинарии, благочинного, миссионера среди раскольников, законоучителя в уездном училище и губернской гимназии, экзаменатора по Закону Божию во всех учебных заведениях Омска.
Стараниями и заботами о. Стефана при храме была собрана, систематизирована и описана одна из лучших в Сибири духовных библиотек (к 1856 году включала в себя 316 наименований, в 1900-е годы — уже 1875 книг). Одних богословских журналов о. Стефан выписывал 17 наименований. Её остатки сохранились в областной библиотеке им. Пушкина.
Годы служения в сибирских городах о. Стефана совпали с отбыванием здесь ссылки декабристами. Будучи глубоко религиозными людьми, они искали достойного духовника и нашли его в лице о. Стефана Знаменского.
Стефан Яковлевич, при ближайшем участии некоторых декабристов, особенно Ивана Дмитриевича Якушкина, открывал ряд ланкастерских школ. В 1842 году в г. Ялуторовске открылось училище для мальчиков, в 1846 году – для девочек. В 1854 году в Омске С.Я Знаменский открыл женскую ланкастерскую школу, позднее преобразованную в женскую гимназию.
На его богослужениях в Омске бывал Ф.М. Достоевский, так как Воскресенский собор находился на территории Омской крепости, где был и Омский острог. По просьбе декабристов, особенно Н.Д Фонвизиной, о. Стефан Знаменский способствовал облегчению положения великого писателя. По преданию, Федор Михайлович умер с его Евангелием в руках. Связи Достоевского и Знаменского прослеживает М.П. Громыко в своей книге. Она отмечает сходство их взглядов, доказывает, что именно Стефана Яковлевича выводит писатель в образе Тихона в романе «Бесы».
В то время служба в Сибири для всех сословий считалась наказанием, и отправляли сюда людей, неугодных в центральной России. Поэтому пример праведной жизни С. Я. Знаменского был особенно ярким. Как человек, преданный своей служению, и строгий подвижник благочестия он почитался в народе святым как при жизни, так и после смерти.
6 апреля 1876 года о. Стефан был погребен на городском Шепелевском кладбище. В 1930-е годы кладбище было уничтожено, теперь там пожарная каланча и улица 5-й Армии.
Канонизирован Русской православной церковью в 1984 году. Память праведного празднуется ежегодно 30 июня (местно) и 10 июня — в Соборе Сибирских святых.
Назад к списку